Режим работы для посетителей:

9:00 - 13:00; 14:00 - 18:00

Выходные: Сб, Вс

Адреса: г. Минск ул. Казинца, 50

ул. К. Цеткин, 4

Обычный режим
Режим для слабовидящих
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер
По умолчанию
A
A
Межбуквенное расстояние
По умолчанию
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным по белому
Белым по черному

Здравствуйте, пожалуйста скиньте ссылку или образец заявления о внесении изменений в СГР. К сожалению не могу на сайте сам. Спасибо

Государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», в связи с электронным обращением от 17.01.2019 г. в пределах компетенции сообщает следующее.

Случаи замены свидетельства о государственной регистрации предусмотрены пунктом 16 Приложения №1 к Положению о порядке оформления Единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299.

Замена свидетельства о государственной регистрации осуществляется по заявительному принципу с приложением документов, подтверждающих необходимость замены.

С прейскурантом цен и формой заявления на замену свидетельства о государственной регистрации можно ознакомиться на официальном сайте государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» (www.rcheph.by, по ссылке: оформление разрешительных документов). Все необходимые разъяснения можно получить по тел. +375 (17) 398-01-62.

Дополнительную информацию можно найти на официальных сайтах Евразийской экономической комиссии, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

Просим дать разъяснение о необходимости обязательного прохождения санитарно-гигиенической экспертизы товаров

Добрый день, мы ОАО "Универмаг "Центральный" , г.Могилев.

В связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь № 924 от 21.12.2018 о внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 года № 156, просим дать разъяснение о необходимости обязательного прохождения санитарно-гигиенической экспертизы товаров, производства стран не членов Евразийского экономического союза, ввезенных с территории Российской Федерации и имеющих декларации и сертификаты соответствия таможенного союза:

  1. Товары детского ассортимента;
  2. Косметическая продукция;
  3. Средства личной гигиены;
  4. Строительные материалы;
  5. Изделия, контактирующие с пищевыми продуктами (посуда столовая и кухонная).

Государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» в связи с обращением на сайт учреждения, в пределах компетенции сообщает следующее.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2018 г. № 924 исключены пункты 10.221, 10.222 единого перечня административных процедур, устанавливающие обязательные требования к осуществлению государственной санитарно-гигиенической экспертизы в отношении продукции зарубежного производства.

Согласно Закону Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) к обращению на территории Республики Беларусь допускается продукция, соответствующая требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Законодательством Республики Беларусь и договорно-правовой базой Евразийского экономического союза в области санитарных мер ответственность за безопасность продукции возложена на изготовителей, а также лиц, осуществляющих ее ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3.5 Декрета Президента Республики Беларусь № 7 от 23 ноября 2017 года «О развитии предпринимательства» субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.

Иные требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования. Данные требования могут не соблюдаться субъектами хозяйствования при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если иное не предусмотрено настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь.

В рамках реализации прав, предусмотренных статьей 30 Закона, по письменному обращению субъекта хозяйствования в целях оценки соответствия принимаемых им решений в процессе хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотрена возможность оформления санитарно-гигиенического заключения на любой вид продукции.

Дополнительную информацию можно найти на официальных сайтах Министерства здравоохранения Республики Беларусь, ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

Разьясните, пожалуйста, какие мероприятия должны осуществляться в группе детского сада в случае обнаружения эпидемии ветряной оспы?

Здравствуйте! Разьясните, пожалуйста, какие мероприятия должны осуществляться в группе детского сада в случае обнаружения эпидемии ветряной оспы? Как следует организовывать быт и занятия детей в этот период? Могут ли дети посещать кружки в саду в других помещениях помимо основной группы? Какие документы регламентируют все это? Спасибо

Документом, регламентирующим требования к профилактике ветряной оспы, являются «Санитарные нормы и правила «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения ветряной оспы», утвержденные постановлением Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 05.11.2012 № 172.

При регистрации первого случая заболевания ветряной оспы в учреждении дошкольного образования организуется проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий, включающего:

  • медицинское наблюдение за лицами, находящимися в контакте с заболевшим, в течение 21 календарного дня с момента изоляции последнего лица с установленным диагнозом ветряной оспы;
  • проведение дезинфекционных мероприятий, использование медицинских изделий для дезинфекции воздуха, разрешенных к применению для этих целей в соответствии с законодательством, регулярное проветривание;
  • максимальное рассредоточение детей (раздвигаются кровати в спальных помещениях, столы).

На протяжении периода наблюдения в группу, где зарегистрирован случай заболевания ветряной оспой, прекращается прием новых и временно отсутствовавших детей, не перенесших ранее заболевание ветряной оспой и не вакцинированных против ветряной оспы, запрещается перевод детей и работников из данной группы в другие группы учреждения.

С целью ограничения распространения вируса ветряной оспы рекомендуется внести коррективы в планы распорядка дня по проведению учебных занятий и культурно-массовых мероприятий, обеспечив максимальное разобщение от остального коллектива детей из группы, где зарегистрирован случай заболевания ветряной оспой.

Помимо общих рекомендаций по профилактике инфекционных заболеваний с воздушно-капельным механизмом передачи, к которым относится ветряная оспа, также применяются средства специфической профилактики – вакцины. В г. Минске за счет средств местного бюджета Мингорисполкома приобретена вакцина против ветряной оспы для иммунизации контактных лиц в очаге по месту жительства или в организованном коллективе, ранее не болевших и не привитых против данной инфекции, в анамнезе которых имеется хроническая соматическая патология. Назначение и проведение профилактических прививок осуществляется в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Вопросы проектирования защиты от шума для обеспечения нормативных параметров акустической среды в жилых зданиях

Купили квартиру в 18 эт доме типа "башенка". В стене между кухней и туалетом вентшахта. Как понял, для кухни отдельные каналы по квартирам(сравнил расположение дыр в квартирах на разных этажах), а вот для ванной и туалета - общий канал. По этой стене именно в месте общего канала слышно дословно все беседы соседей, их тв, музыку, крики ребенка, ругань, а также все походы в туалет ежедневно по расписанию (уже выучил, в какое время сосед туда наведывается и сколько раз за ночь).

Ранее ни в одной квартире не было подобных проблем.

Если это ненормально и где-то могут быть огрехи, куда можно обратиться за проверкой/устранением проблемы?

Если это вполне нормальное явление для такого дома, то как можно избавиться от шума? Зашивать стену, как понимаю, бессмысленно.

Как проложить по каналу шумопоглощающий материал?

Как и где на это можно получить разрешение? Если требуется экспертиза, то где и как ее можно заказать? Какова стоимость такой проверки?

Вопросы проектирования защиты от шума для обеспечения нормативных параметров акустической среды в жилых зданиях и на территории жилой застройки установлены в техническом кодексе установившейся практики ТКП 45-2.04-154-2009 (02250) «Защита от шума. Строительные нормы проектирования», утвержденном и введенном в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 14.03.2009 № 338 (далее – ТКП).

За разъяснением установленных ТКП требований Вы можете обратиться в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь (220048, г. Минск, ул. Мясникова, 39, телефон: +375 (17) 327-19-34, e-mail: mas@mas.by).

Вопросы оценки звукоизолирующих ограждающих конструкций зданий, обеспечивающих нормативную звукоизоляцию, в компетенцию органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, не входят.

По вопросу проведения инструментальных замеров шума с целью оценки звукоизолирующих свойств ограждающих конструкций Вы также можете обратиться в республиканское унитарное предприятие «Институт жилища – НИПТИС им. Атаева С.С.» (г. Минск, ул. Ф.Скорины, 15, телефон: +375 (17) 369-88-79, e-mail: up-niptis@rambler.ru).

Одновременно информируем, что согласно статье 61 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» заказчик, требования об устранении дефектов предъявляются заказчиком, собственником (владельцем) объекта строительства подрядчику в течение гарантийного срока.

Дополнительно сообщаем, что допустимые уровни шума в жилых помещениях жилых домов регламентируются санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Шум на рабочих местах, в транспортных средствах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.11.2011 № 115 (далее – Санитарные правила).

При этом требования Санитарных правил не распространяются на шум, обусловленный жизнедеятельностью людей (игра на музыкальных инструментах, применение пиротехнических средств, громкая речь и пение, выполнение бытовых (ремонтных) работ, проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкое закрытие дверей, содержание домашних животных и другое).

Порядок пользования жилыми помещениями, в том числе вопросы соблюдения тишины, регламентируется Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 (далее – Правила пользования жилыми помещениями).

В соответствии с подпунктом 7.10 пункта 7 указанных правил, граждане обязаны пользоваться телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя других граждан в жилом доме, с 23 до 7 часов не должны совершаться действия, создающие вибрацию и шум (в том числе посредством игры на музыкальных инструментах, громкой речи и пения, применения пиротехнических средств, выполнения бытовых (ремонтных) работ, проведения ручных погрузочно-разгрузочных работ, резкого закрытия дверей, содержания домашних животных и других действий).

Обеспечивать соблюдение собственниками жилых помещений Правил пользования жилых помещений обязаны организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги.

Можно ли у вас проверить качество и безопасность зубной пасты?

Здравствуйте! Приобрёл в магазине зубную пасту китайского производства. После того, как дома попробовал её, возникли сомнения в её качестве. Можно ли у вас проверить качество и безопасность зубной пасты?

Статьей 7 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» установлена обязанность продавца (исполнителя) предъявить потребителю по его требованию для ознакомления документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, их копии или подтвердить качество и безопасность товаров иным способом в порядке, установленном законодательством.

Документом, подтверждающим безопасность средств гигиены полости рта (зубные пасты), находящихся в обращении на территории Республики Беларусь, независимо от места расположения изготовителя, в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011), постановления Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 28/35/38/27 «О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже» является декларация о соответствии либо свидетельство о государственной регистрации, если массовая доля фторидов в средствах гигиены полости рта превышает 0,15%.

Следует отметить, что законодательством в области защиты прав потребителей предусмотрен возврат товара надлежащего качества или обмен его на аналогичный товар. Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Учитывая вышеизложенное, в целях проверки безопасности товара, находящегося в обращении (реализации в торговой сети), потребитель перед его приобретением имеет право потребовать для ознакомления у продавца документы о качестве и безопасности на приобретаемую зубную пасту, а именно декларацию о соответствии либо свидетельство о государственной регистрации. Проверка безопасности парфюмерно-косметической продукции, бывшей в употреблении, законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не регламентируется.

Дополнительно сообщаем, что учреждения государственного санитарного надзора в соответствии с законодательством организуют и проводят мероприятия технического (технологического, поверочного) характера с отбором образцов продукции и проведением лабораторных исследований для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности. В связи с чем, Вы можете обратиться в территориальный центр гигиены и эпидемиологии по месту размещения торгового объекта, в котором приобретена зубная паста, и указать информацию о купленной зубной пасте (название продукции, производитель, дата изготовления).

На сколько неблагоприятное воздействие оказывает телефон на здоровье ребенка?

Здравствуйте, бытует мнение, что телефоны негативно влияют на самочувствие ребенка. Информации в интернете много, но не вся она достоверная. Хотелось бы знать если какие-нибудь нормативные документы по данному вопросу (нормы излучения и т.д.)? Может телефоны проходят какую-то экспертизу? И на сколько неблагоприятное воздействие оказывает телефон на здоровье ребенка?

Для получения достоверного и развернутого ответа по поставленным вопросам рекомендуем обратиться в республиканское унитарное предприятие «Научно-практический центр гигиены», расположенное по адресу: г. Минск, ул. Академическая, 8.

Требования безопасности

Добрый день. Согласно Постановления ГОССТАНДАРТА РБ от 10.07.2017 № 57, при разработке ТУ на продукцию производитель должен в разделе "Требования безопасности" указать средства индивидуальной защиты, применяемые при обращении с продукцией, на которую разрабатываются ТУ.

Правомерно ли будет в разделе "Требования безопасности" сослаться на требования государственных или отраслевых норм, или же необходимо точно указывать ТНПА, требованиям которого СИЗ должны соответствовать. Например, спецодежда по ГОСТ..., перчатки по ГОСТ, очки защитные по ГОСТ..и т.д.

Спасибо

В соответствии со статьей 69 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. «О нормативных правовых актах» официальное толкование нормативного правового акта осуществляется органом, принявшим этот акт. С учетом изложенного, по вопросам разъяснения требований постановления от 10.07.2017 № 57 необходимо обратиться в Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (220053, г. Минск, Старовиленский тракт, 93), по вопросам разъяснения требований к нормам выдачи средств индивидуальной защиты работающим - в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (220004, г. Минск, пр. Победителей, 23, к. 2).

Открытие передвижной торговой точки

Здравствуйте!

Я ИП. Планирую открыть передвижную торговую точку (торговля будет осуществляться со специально оборудованной тележки). Планирую продавать десерт состоящий из кукурузных шариков и небольшого количества жидкого азота. Приготовление десерта будет осуществляться на этой же торговой точке. Подскажите, пожалуйста, какие требования и санитарные нормы должны быть соблюдены? Нужно ли какое нибудь разрешение для работы с жидким азотом и его хранения?

Спасибо!

Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) утверждены обязательные для соблюдения общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - Общие санитарно-эпидемиологические требования).

ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» не наделен правом официального толкования норм Декрета № 7. Вместе с тем, полагаем возможным высказать свое мнение по данному вопросу.

Субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности, в том числе по использованию передвижного объекта общественного питания для реализации и производства пищевых продуктов, обязаны соблюдать Общие санитарно-эпидемиологические требования. Иные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, не причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан. Следует обратить внимание на то, что наряду с нормами Декрета № 7 являются обязательными требования технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), в том числе «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь, подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Деятельность по оказанию услуг общественного питания включена в Перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденный постановлением Минздрава от 17.07.2012 № 104.

Справочно: государственная санитарно-гигиеническая экспертиза указанных работ и услуг проводится по заявлению субъекта хозяйствования в соответствии с пунктом 10.32 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с выдачей санитарно-гигиенического заключения.

В Республике Беларусь действует межгосударственный стандарт ГОСТ 9293-74 «Азот газообразный и жидкий», введенный в действие в качестве государственного стандарта Республики Беларусь постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3.

Согласно ГОСТ 9293-74 газообразный азот предназначается для создания инертной атмосферы при производстве, хранении и транспортировании легко окисляемых продуктов, при высокотемпературных процессах обработки металлов, не взаимодействующих с азотом, для консервации замкнутых металлических сосудов и трубопроводов и других целей.

Жидкий азот используется как хладагент, а также (после газификации) для целей, указанных выше для газообразного азота.

Одновременно сообщаем, что разъяснение требований государственных стандартов входит в компетенцию органа государственного управления их утвердившего.

Требования к применению азота в производстве пищевых продуктов регламентируются в рамках национального законодательства - санитарными нормами и правилами «Требования к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим вспомогательным средствам», гигиеническим нормативом «Показатели безопасности и безвредности для человека применения пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.12.2012 № 195, в рамках законодательства государств-участниц Евразийского экономического союза – техническим регламентом Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012).

Согласно вышеуказанным документам азот входит в Перечень пищевых добавок, разрешенных для применения при производстве пищевой продукции (Е941, азот (NITROGEN)) с основными технологическими функциями: пропеллент или упаковочный газ.

Пропеллент - пищевая добавка - газ (кроме воздуха), предназначенная для выталкивания пищевого продукта из емкости (контейнера).

Упаковочный газ - пищевая добавка - газ (кроме воздуха), вводимая в емкость (контейнер) до, во время или после помещения пищевого продукта в емкость (контейнер).

В соответствии с вышеизложенным, при производстве пищевых продуктов азот может использоваться в качестве пропеллента и упаковочного газа только в газообразном состоянии после проведения газификации жидкого азота.

Таким образом, внесение жидкого азота непосредственно в пищевой продукт не предусмотрено, а использование его в качестве хладагента возможно только без непосредственного контакта (внесения) в пищевой продукт.

Является ли удостоверение качества обязательным документом, подтверждающим качество и безопасность продукции?

Добрый день! Скажите, пожалуйста, является ли удостоверение качества обязательным документом, подтверждающим качество и безопасность продукции? Декларации соответствия недостаточно? Мы импортируем продукты питания из Италии (макароны). На эту продукцию у нас есть Декларация соответствия образца Таможенного Союза и СГЗ с протоколами испытания в белорусской аккредитованной лаборатории.Достаточно ли этих документов? или обязательно нужно еще удостоверение качества. Спасибо.

Документы, которыми субъекты торговли, субъекты общественного питания подтверждают качество и безопасность товаров при их продаже в розничных торговых объектах, объектах общественного питания, на торговых местах на рынках определены постановлением Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.05.2007 № 28/35/38/27 «О порядке подтверждения наличия документов о качестве и безопасности товаров при их продаже» (далее – постановление от 07.05.2007 № 28/35/38/27).

Согласно требованиям законодательства Евразийского экономического союза (технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевых продуктов» (ТР ТС 021/2011)) оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления и пищевой продукции предприятий питания (общественного питания), предназначенной для реализации при оказании услуг, требованиям данного технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах:

  1. подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;
  2. государственной регистрации специализированной пищевой продукции;
  3. государственной регистрации пищевой продукции нового вида;
  4. ветеринарно-санитарной экспертизы.

Документом, подтверждающим безопасность товара, оформляемым уполномоченными учреждениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь, является свидетельство о государственной регистрации. Оценка соответствия в форме государственной регистрации проводится исключительно в отношении специализированной пищевой продукции и пищевой продукции нового вида.

В связи с чем, на специализированную пищевую продукцию и пищевую продукцию нового вида, имеющие свидетельства о государственной регистрации, наличие удостоверения качества и безопасности не обязательно, что также определено частью второй пункта 1.1.5 постановления от 07.05.2007 № 28/35/38/27.

Порядок подтверждения наличия свидетельства о государственной регистрации либо санитарно-гигиенического заключения определен п.п. 1.1.2-1, 1.1.4 постановления от 07.05.2007 № 28/35/38/27.

Вопросы подтверждения при осуществлении оптовой либо розничной реализации товаров, подлежащих декларированию или ветеринарно-санитарной экспертизе, наличия удостоверения качества и безопасности находятся вне компетенции Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Данные вопросы входят в компетенцию Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Отказывают в продлении договора аренды помещения на основании постановлении от 20 августа 2015 г. №95.

ООО «Гродстоун», занимается изделиями из натурального камня: столешницами подоконниками, ступенями, в том числе и памятниками. В налоговой инспекции согласно ОКЭД у нас 23700-резка обработка и отделка натурального камня относиться к строительному классу, в статистическом реестре идем под кодом 23.70.99 – услуги по производству обработанного камня, используемого для строительства, отделки или памятников, и изделий из него. Министерство торговли нас включила в реестр бытовых услуг.

Арендуем подвальное помещение жилого дома с отдельным входом у ЖРЭПА Октябрьского района г. Гродно под пункт приема заказов. В помещении находятся образцы камня в том числе образцы памятников. В этом помещении мы ничего не производим и не продаем. Нам отказывают в продлении договора аренды помещения (арендовали на протяжении 17 лет) на основании постановлении от 20 августа 2015 г. №95.

1 вопрос: Правомочны ли они не продлевать договор ссылаясь на то что мы оказываем ритуальные услуги?

2 вопрос: К какому виду деятельности нас отнести?

Отношения, возникающие при сдаче в аренду недвижимого имущества, находятся в сфере гражданско-правового законодательства и не относятся компетенции органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Согласно пункту 5.12 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» в нежилых помещениях жилых домов не допускается размещение объектов, предусмотренных в части первой пункта 9 статьи 21 Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Частью первой статьи 21 Жилищного кодекса Республики Беларусь определено, что в помещениях, переведенных в нежилые, не допускается размещение похоронных бюро, магазинов ритуальных услуг.

Аналогичное требование регламентируется санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95, в соответствии с которыми не допускается размещение в жилых домах похоронных бюро, магазинов по продаже ритуальных принадлежностей (пункт 8).

В действующем законодательстве термины «похоронное бюро» и «магазин ритуальных услуг» не определены. Вместе с тем, считаем возможным высказать мнение по данному вопросу.

Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011, утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85 (далее - ОКЭД), предназначенным для классификации видов экономической деятельности, определены такие виды экономической деятельности как розничная торговля товарами для организации похорон (классифицируется в разделе 47), организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (включает, в том числе, сдачу в аренду ритуальных залов) (подкласс 93030).

Согласно таблице 2 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012, утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83, услуги похоронных бюро также относятся к видам экономической деятельности (код 96.03.12.000).

Таким образом, к магазинам ритуальных услуг и похоронным бюро могут быть отнесены объекты, в которых осуществляются вышеуказанные виды экономической деятельности.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии со статьей 69 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. «О нормативных правовых актах», официальное толкование нормативных правовых актов осуществляет нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавшее) этот акт. Таким образом, по вопросу определения вида экономической деятельности рекомендуем обратиться в Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (220053, г. Минск, Старовиленский тракт, 93, e-mail: belst@gosstandart.gov).

Можно ли ввозить прикормку для рыб из России в Беларусь?

Здравствуйте, можно ли ввозить прикормку для рыб из России в Беларусь как физическое лицо и как ИП для реализации и существуют ли какие ограничения по ввозу данной продукции. Спасибо.

В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза, свидетельство о государственной регистрации – документ, удостоверяющий соответствие продукции (товаров), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), требованиям безопасности для здоровья человека и выдаваемый уполномоченными органами.

Перечень продукции, подлежащей государственной регистрации, определен Разделом II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 (далее – Единый перечень).

При определении необходимости проведения государственной регистрации продукции, следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС из табличной части раздела II Единого перечня, так и наименованиями товаров, перечисленными в 6-11 группах текстовой части раздела II Единого перечня товаров. Продукция, подлежащая государственной регистрации, должна одновременно относиться к обеим частям раздела II Единого перечня, с учетом изъятий и оговорок, указанных в разделах «Краткое наименование товара».

Основанием для отнесения подконтрольных товаров к разделу II Единого перечня служат сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах, или в информационном письме изготовителя продукции и подтверждающие область применения продукции.

Таким образом, прикормка для рыб, не включена в текстовую часть раздела II Единого перечня и не подлежит государственной регистрации.

Обращение указанной продукции осуществляется исключительно при наличии свидетельства о государственной регистрации, оформляемого органами и учреждениями Сторон, уполномоченными в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

За разъяснениями о возможности использования прикормки для рыб необходимо обращаться в Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (адрес: 220030 г. Минск, ул. Кирова, 15).

Требования к размещению в жилой зоне районной санитарно-эпидемиологической станции с действующей исследовательской лабораторией

Здравствуйте, разъясните пожалуйста:

  1. Какие требования предъявляются к размещению в жилой зоне районной санитарно-эпидемиологической станции с действующей исследовательской лабораторией и пунктом для забора материалов для исследования?
  2. В каких нормативно-правовых актах закреплены данные требования?
  3. На каком расстоянии от жилого многоэтажного дома может располагаться такая СЭС (со ссылкой на НПА)?
  4. На каком расстоянии о детской площадки может располагаться такая СЭС (со ссылкой на НПА)?
  5. Может ли СЭС располагаться на расстоянии менее 50 м от жилого многоэтажного дома?
  6. Может ли СЭС располагаться на расстоянии менее 10 м от детской площадки?

Спасибо!

Законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения требования к размещению центров гигиены и эпидемиологии (далее - ЦГЭ), в части расстояний от жилого дома с устанавливаются с учетом обеспечения нормативных уровней инсоляции и соблюдения санитарных разрывов от стоянок автотранспорта.

Указанные требования установлены в ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки».

Размещение ЦГЭ должно осуществляться в соответствии с утвержденной градостроительной и проектной документацией.

Согласно Закону Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон) и Закону Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении» местные исполнительные и распорядительные органы решают вопросы размещения объектов на соответствующей территории, осуществляют выдачу разрешительной документации.

В соответствии с Законом архитектурные и строительные проекты подвергаются государственной экспертизе. Проведение государственной экспертизы архитектурных и строительных проектов обеспечивается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Приобретение таблеток через Интернет-магазин.

Добрый день!

Неделю назад моей мамой были приобретены таблетки через интернет магазин. Вот ссылка на сайт https://smimag.com/gipertal/?utm_medium=cpc&utm_source=google_ads&utm_campaign=search23&utm_term=%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C&gclid=EAIaIQobChMI6pW3nMav4QIVFqWaCh14mg0ZEAAYASAAEgK8uvD_BwE.

Таблетки под названием Гиперталь, в описании при регулярном приеме препарата помогают снизить артериальное давление.

Консультацию по данному препарату оказывают по телефону, имеют ли люди какое-то медицинское образование, не понятно. Заказ пришел на почту. Стоимость таблеток составила 88р. Продавец позицианирует себя ООО "Алтай БИО". Заказ был отправлен от ИП Чаман-Шарко С.А. в приложении к 2 упаковкам таблеток был прикреплен сертификат российского образца, в котором указано, что это концентрат пищевой на основе растительного сырья.

У меня сразу возник вопрос действует ли вообще данные сертификат на территории РБ?

И на сколько легальна продажа данного товара. При необходимости отправлю все приложенные продавцом документы.

Помогите пожалуйста разобраться в данной ситуации.

Спасибо.

Государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» (далее – учреждение) в связи с электронным запросом от 01.04.2019 г. в пределах компетенции сообщает следующее.

Область применения и назначение продукции определяет изготовитель на этапе формирования научно-технической документации на производство этой продукции.

С вступлением в силу технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), оценка соответствия в форме государственной регистрации проводится исключительно в отношении специализированной пищевой продукции, в т. ч. биологически активных добавок к пище (далее – БАД) и пищевой продукции нового вида.

Обращение БАД на территории Евразийского экономического союза осуществляется исключительно при наличии свидетельства о государственной регистрации, оформленного по Единой форме, подтверждающего безопасность продукции (товаров) и разрешающее свободное обращение продукции на всей территории Евразийского экономического союза.

Сведения о продукции, прошедшей государственную регистрацию находятся в свободном доступе на официальном сайте Евразийской экономической комиссии (www. eurasiancommission.org).

По состоянию на 18.04.2017 г. в национальном сегменте Единого реестра свидетельств о государственной регистрации, сведения о продукции, включающей в название «Гиперталь», отсутствуют.

В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза, БАД не являются лекарственным средством, а представляют собой активно действующие вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей.

Места реализации БАД определяются национальным законодательством государств-членов Евразийского экономического союза. Порядок реализации БАД на территории Республики Беларусь установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2004 г. № 1537 «Об утверждении Положения о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище» (далее – постановление).

Согласно п. 18 постановления реализация БАД, применяемых для поддержания в физиологических границах функциональной активности организма (содержащих в своем составе биологически активные вещества, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, аминокислоты, живые микроорганизмы и (или) их метаболиты, оказывающие нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта), - только через аптеки; БАД, применяемых для обогащения пищи человека (содержащих в своем составе дополнительные источники белков, жиров, углеводов, пищевых волокон), - в специально отведенных местах в магазинах.

Иных условий реализации БАД законодательством Республики Беларусь не предусмотрено.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 6 Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009г. № 31, реализация биологически активных добавок к пище и специализированной пищевой продукции для питания спортсменов в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин не допускается.

Право давать разъяснения о порядке применения Правил осуществления розничной торговли по образцам, в том числе через интернет - магазины предоставлено Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Порядок реализации лекарственных препаратов, а также проведение государственной регистрации их с выдачей регистрационного удостоверения, не входит в компетенцию учреждений, уполномоченных в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Для получения разъяснений об оформлении документа, подтверждающего безопасность лекарственного средства, необходимо обратиться в РУП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» по адресу: г. Минск, пер. Товарищеский, 2а.

По вопросам подтверждения соответствия продукции сертификатом и (или) декларацией о соответствии необходимо обратиться в Государственный комитет по стандартизации (адрес: г. Минск, Старовиленский тр., 93).

Дополнительную информацию можно найти на официальных сайтах Евразийской экономической комиссии, Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Экспертиза пищевых добавок из Китая.

Добрый день! Объясните пожалуйста.

Наша компания является импортёром пищевых добавок из Китая. В РБ мы подаём их на испытания и проходим экспертизу. Получаем протокол испытаний. Получаем ЕАС. Они соответствуют ТР ТС 021 и ТР ТС 029. Достаточно ли этих двух документов для продажи? Нужно ли ещё проходить государственную санитарно-гигиеническую экспертизу? Спасибо.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 2018 г. № 924 исключены пункты 10.221, 10.222 единого перечня административных процедур, устанавливающие обязательное требование к осуществлению государственной санитарно-гигиенической экспертизы в отношении продукции зарубежного производства.

Постановлением заместителя Министра – Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 17.01.2019г. № 7 признано утратившим силу постановление заместителя Министра – Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 сентября 2015 г. № 47 «Об утверждении перечня продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе» (с изменениями и дополнениями от 15.09.2015 г. № 48).

Согласно Закону Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) к обращению на территории Республики Беларусь допускается продукция, соответствующая требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Законодательством Республики Беларусь и договорно-правовой базой Евразийского экономического союза в области санитарных мер ответственность за безопасность продукции возложена на изготовителей, а также лиц, осуществляющих ее ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Одновременно сообщаем, что в рамках реализации прав, предусмотренных статьей 30 Закона, по письменному обращению субъекта хозяйствования в целях оценки соответствия принимаемых им решений в процессе хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотрена возможность оформления санитарно-гигиенического заключения на любой вид продукции. Решение о необходимости получения санитарно-гигиенического заключения на продукцию принимает собственник продукции.

С дополнительной информацией можно ознакомиться на официальных сайтах Евразийской экономической комиссии, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

Размесщение автоматов по продаже кофе и чая в зонах доступа покупателей

Добрый день. Юридическое лицо планирует разместить автоматы по продаже кофе и чая в зонах доступа покупателей. Подскажите, пожалуйста, какие санитарные нормы должны быть соблюдены к помещению, в котором будет располагаться данный автомат. Необходимо ли получать на данный автомат санитарное или гигиеническое заключение в Минздраве? Спасибо.

Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) утверждены обязательные для соблюдения общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - Общие санитарно-эпидемиологические требования).

ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» не наделен правом официального толкования норм Декрета № 7. Вместе с тем, полагаем возможным высказать свое мнение по данному вопросу.

Субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности, в том числе по использованию передвижного объекта общественного питания для реализации и производства пищевых продуктов, обязаны соблюдать Общие санитарно-эпидемиологические требования. Иные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, не причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан. Следует обратить внимание на то, что наряду с нормами Декрета № 7 являются обязательными требования технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), в том числе «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

Использование автоматов по продаже кофе и чая допускается при соответствии последнего техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), а также наличии документов, подтверждающих его соответствие установленным требованиям, определенных статьей 8 данного технического регламента.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь, подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Деятельность по оказанию услуг общественного питания включена в Перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденный постановлением Минздрава от 17.07.2012 № 104.

Справочно: государственная санитарно-гигиеническая экспертиза указанных работ и услуг проводится по заявлению субъекта хозяйствования в соответствии с пунктом 10.32 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с выдачей санитарно-гигиенического заключения.

Вопрос о сертификации продукции домашнего производства.

Здравствуйте. Открываю домашнее производство арахисовой пасты, собираюсь реализовывать её через кофейни и фитнес-центры. Скажите: возможно ли это БЕЗ оформления ИП (я самозанятый)? Какие документы и сертификаты я должен буду предоставить партнёрам, чтобы они могли разместить мой продукт у себя на полках?

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» в целях стимулирования деловой активности, создания условий для самозанятости граждан путем расширения перечня видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, и максимального вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность в Гражданский и Налоговый кодексы Республики Беларусь внесены изменения.

Статьей 1 главы 1 подраздела 1 раздела 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что к предпринимательской деятельности не относятся осуществляемые физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам ряд видов деятельности, в том числе:

  • реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в абзаце двенадцатом настоящей части, на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах изготовленных этими физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции, продукции, указанной в части первой пункта 1-1 статьи 294 Налогового кодекса Республики Беларусь, при наличии документов, предусмотренных частями второй и третьей пункта 1-1 статьи 294 Налогового кодекса Республики Беларусь.

В соответствии с вышеизложенным, производство физическими лицами пасты арахисовой в домашних условиях возможно для использования в личных целях и в случае отнесения последней к кондитерским изделиям или кулинарной продукции для дальнейшей реализации только на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах с наличием документов, предусмотренных частями второй и третьей пункта 1-1 статьи 294 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Разъяснение требований Гражданского и Налогового кодексов Республики Беларусь находится вне компетенции ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

Условия хранения и сроки годности, регламентированные в соответствующем СТБ

Добрый день! Являюсь индивидуальным предпринимателем. Собираюсь производить огурцы по СТБ. В СТБ установлен рекомендуемый срок годности и условия хранения. Необходимо ли мне подтверждать сроки годности и условия хранения в РГЦиОЗ или в этом нет необходимости, так как срок годности и условия хранения установлены в СТБ? В последствии при оформлении декларации по условиям хранения и срокам годности я могу сослаться на СТБ?

При производстве пищевой продукции по государственным стандартам (далее – СТБ) с использованием аналогичного продовольственного сырья и упаковочных материалов, при соответствии физико-химических показателей конечного пищевого продукта установленным в СТБ полагаем возможным руководствоваться условиями хранения и сроками годности, регламентированными в соответствующем СТБ.

Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 119, установлены требования к организации и проведению государственной санитарно-гигиенической экспертизы сроков годности (хранения) и условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающихся от установленных в действующих технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации (в том числе в СТБ).

Процедура декларирования пищевой продукции не входит в компетенцию органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Для разъяснения данного вопроса целесообразно обратиться в органы технического нормирования и стандартизации.

Разрешается ли использование на железнодорожном транспорте, ртутосодержащих градусников?

День добрый, интересует вопрос: разрешается ли использование на железнодорожном транспорте, ртутосодержащих градусников.

Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) утверждены обязательные для соблюдения общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее – Общие санитарно-эпидемиологические требования).

Государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» не наделено правом официального толкования норм Декрета № 7. Вместе с тем, полагаем возможным высказать свое мнение по изложенным в обращении вопросам.

В соответствии с пунктом 3 Общих санитарно-эпидемиологических требований помещения объекта, к которым предъявляются специальные требования к микроклимату, оборудуются средствами контроля температурно-влажностного режима. Запрещается использовать ртутные термометры и приборы с ртутным наполнением.

Иные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, в том числе в санитарных нормах и правилах «Требования к условиям пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24 декабря 2013 г. № 129, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования. Следует отметить, что конкретные требования к применению ртутьсодержащих термометров на железнодорожном транспорте, как и прямой запрет на их использование, в данных санитарных нормах и правилах не регламентированы.

С текстом вышеуказанных санитарных норм и правил можно ознакомиться на официальных сайтах Министерства здравоохранения Республики Беларусь и ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения острых кишечных инфекций

Расшифруйте п.28 СанНиП "Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения острых кишечных инфекций", утвержденных постановлением МЗ РБ 29.03.2012 № 31: медицинскому наблюдению и однократному бактериологическому обследованию в домашних очагах подлежат лица из числа эпидемически значимых контингентов (конкретно кто?).

ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» рассмотрен вопрос, поступивший на сайт 21.05.2019 г. По результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Эпидемически значимые контингенты – лица, которые могут быть источником распространения ОКИ в связи с особенностями выполняемой ими работы или производства, в котором они заняты.

Эпидемически значимые объекты – организации, в которых выполняются работы, указанные в пунктах 1 – 6, 11, 14 (для пункта 14 – работы на всех видах транспорта, связанные с контактом с пищевыми продуктами и (или) продовольственным сырьем) приложения 3 к Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. №47 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь».

Таким образом, к эпидемически значимым контингентам относятся работники:

  1. организаций пищевой промышленности, молочно-товарных ферм, промышленных пасек, молочных кухонь и раздаточных пунктов, баз и складов продовольственных товаров, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе осуществляющие работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке на всех видах транспорта;
  2. организаций общественного питания, торговли, буфетов, пищеблоков, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации;
  3. организаций здравоохранения (амбулаторно-поликлинических, больничных, санаториях и других), организаций социального обслуживания, пансионатов, связанные с непосредственным обслуживанием людей;
  4. учреждений образования, учреждений спорта и туризма, сезонных оздоровительных организаций с дневным пребыванием детей, связанные с непосредственным обслуживанием детей и молодежи;
  5. сезонных оздоровительных организаций с круглосуточным пребыванием детей, связанные с непосредственным обслуживанием детей;
  6. учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, детских интернатных учреждений, в том числе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, круглогодичных санаторно-курортных и оздоровительных организаций, связанные с непосредственным обслуживанием детей;
  7. осуществляющие работы на водопроводных сооружениях, связанные с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей;
  8. осуществляющие работы на всех видах транспорта, связанные с контактом с пищевыми продуктами и (или) продовольственным сырьем.

Открытие интернет-магазина по продаже товаров для кондитеров с пунктом самовывоза

Здравствуйте!

Хочу открыть интернет-магазин по продаже товаров для кондитеров с пунктом самовывоза, где также будет производиться фасовка товаров (например, шоколад).

  1. Есть ли определённые санитарные нормы для данного вида деятельности и нужно ли регистрироваться в местной санстанции? Если нужна регистрация, то конкретно чего: интернет-магазина или пункта самовывоза.
  2. Может ли квартира служить пунктом самовывоза интернет-магазина?

Вопросы, касающиеся осуществления торговли через интернет-магазин в качестве физического лица, законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не регламентируются.

В случае осуществления торговли через интернет-магазин в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица сообщаем следующее.

Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственной санитарно-гигиенической экспертизе подлежат объекты производственной инфраструктуры, работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104 (в редакции постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.11.2016 № 114) (далее – Перечень работ и услуг), пункт 37 которого включает: «розничная торговля вне магазинов, палаток, киосков, рынков (торговые автоматы)».

Перечень работ и услуг разработан в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85. Группа 479 «Розничная торговля вне магазинов, палаток, киосков, рынков» включает: розничную торговлю, осуществляемую путем заказа товаров по почте, через сеть Интернет, торговые автоматы, с доставкой на дом и т.д.

В соответствии с вышеизложенным, деятельность по торговле пищевыми продуктами по образцам без (вне) торгового объекта может осуществляться только в случае наличия положительного санитарно-гигиенического заключения территориального органа государственного санитарного надзора по результатам государственной санитарно-гигиенической экспертизы работ и услуг.

Справочно: учреждения, осуществляющие государственную санитарно-гигиеническую экспертизу, необходимые документы и сроки ее проведения определены Единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

Одновременно сообщаем, что Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) утверждены обязательные для соблюдения общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - Общие санитарно-эпидемиологические требования).

ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» не наделен правом официального толкования норм Декрета № 7. Вместе с тем, полагаем возможным высказать свое мнение по данному вопросу.

Субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать Общие санитарно-эпидемиологические требования. Иные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, не причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан. Следует обратить внимание на то, что наряду с нормами Декрета № 7 являются обязательными требования технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), в том числе «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

В связи с чем, интернет-магазин и пункт самовывоза должны соответствовать требованиям Общих санитарно-эпидемиологических требований.

Дополнительно сообщаем, что требования продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам регулируются Правилами продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 № 31.

О необходимости санитарно-эпидемиологического заключения лицу, оказывающему парикмахерские услуги.

Требуется ли в начале деятельности и в последствии санитарно-эпидемиологическое заключение лицу (самозанятый) оказывающему парикмахерские услуги без регистрации ип, в нежилом помещении административно бытовом здании, в 2019 году?

Проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы с выдачей санитарно-гигиенического заключения деятельности по оказанию физическими лицами парикмахерских услуг с уплатой единого налога без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя согласно законодательству об административных процедурах не предусмотрено.

Изменения к постановлениям, санитарным правилам или иным ТНПА, согласно которых разрабатывается Программа Производственного Контроля для предприятий, производимых пищевую продукцию?

Добрый день. Скажите, пожалуйста, предвидеться ли какие-нибудь новые изменения к постановлениям, санитарным правилам или иным ТНПА, согласно которых разрабатывается Программа Производственного Контроля для предприятий, производимых пищевую продукцию? (Этот вопрос возник в связи с тем, что частная организация, которая предлагает свои услуги по разработке ППК на предприятиях, прислала сообщение, что с 13.06.2019 выходят изменения, но нигде в интернете и в различных программах по поиску ТНПА про это не сказано).

Требования к программе производственного контроля регулируются санитарными нормами и правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля при производстве, реализации, хранении, транспортировке продовольственного сырья и (или) пищевых продуктов», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 марта 2012 г. № 32, с изменениями и дополнением, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 марта 2015 г. № 32, с дополнениями, утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 декабря 2016 г. № 121.

Проведение работ по внесению изменений в вышеуказанный документ санитарно-эпидемиологической службой в 2019 году не запланировано.

Одновременно сообщаем, что с 13.06.2019 года вступают в силу Специфические санитарно-эпидемиологические требования к объектам промышленности по переработке сельскохозяйственной продукции, продовольственного сырья и производству пищевой продукции, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.03.2019 № 146 (далее – Специфические санитарно-эпидемиологические требования).

Специфические санитарно-эпидемиологические требования разработаны в соответствии с пунктом 2 общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Общие санитарно-эпидемиологические требования).

В связи с чем, действующие программы производственного контроля потребуют корректировки, в части включения дополнений к осуществлению контроля за требованиями, утвержденными Общими санитарно-эпидемиологическими требованиями и Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Здравствуйте, обновите список запрещенных мест доя купания щучинского района. Озер много купаться везде запрещено. Жители а.г. Новый двор.

Информация о внесении территориальными учреждениями государственного санитарного надзора предложений местным исполнительным и распорядительным органам, субъектам хозяйствования, в ведении которых находятся зоны отдыха, по ограничению или запрещению купания на них обновляется еженедельно по пятницам.

С актуальным списком указанных зон отдыха можно ознакомиться на официальных сайтах областных и территориальных центров гигиены и эпидемиологии, в том числе государственного учреждения «Гродненский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» в разделе «Новости».

Здравствуйте, подскажите пожалуйста где в Мозыре (мозырском районе)результаты анализа проб воды позволяют купание детям, спасибо.

Актуальная информация о результатах лабораторного контроля качества и безопасности поверхностных водных объектов зон рекреации еженедельно размещается на сайтах государственного учреждения «Мозырский зональный центр гигиены и эпидемиологии», государственного учреждения «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», а также по пятницам размещается на сайте государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

Дополнительно сообщаем, что по состоянию на 25.06.2019 в г.Мозыре запрещено купание детей и взрослых, а также занятие всеми видами водного спорта на пляже на левобережье р. Припять.

Какие документы нужно подготовить и предоставить в орган, осуществляющий государственный санитарный надзор для того, чтобы получить санитарно-гигиеническое заключение?

Индивидуальный предприниматель открывает кабинет по маникюру и педикюру в арендном нежилом помещении с привлечением на работу третьих лиц по трудовым договорам. Какие документы нужно подготовить и предоставить в орган, осуществляющий государственный санитарный надзор для того, чтобы получить санитарно-гигиеническое заключение? Необходимо ли предоставление какой-либо проектной документации (технологическое решение, схемы и т.д.) помещения, где будет осуществляться деятельность?

Какой вид административной процедуры необходимо осуществить в соответствии с Постановление Совета Министров Республики Беларусь №156 от 17.02.2012?

Согласно Закону Республики Беларусь от 7 января 2012 года № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, согласно перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь, подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе. Деятельность по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, к которой относится также маникюр и педикюр, включена в Перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17.07.2012 № 104.

Проведение государственной санитарно-гигиенической экспертизы работ и услуг, которые могут представлять потенциальную опасность для здоровья населения, с выдачей санитарно-гигиенического заключения осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 «Об основах административных процедур» (далее – Закон), подпунктом 10.32 Единого Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – Перечень). Указанным Перечнем также определен перечень документов, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административной процедуры.

Учитывая изложенное и в соответствии с административно-территориальным принципом организации государственного санитарного надзора для получения заключения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, а также для получения дополнительной информации по данному вопросу предлагаем обратиться в территориальный центр гигиены и эпидемиологии по месту предполагаемого осуществления деятельности.

Подпадает ли данная предпринимательская деятельность на не сертифицированном и не переоборудованным в установленном порядке автомобиле под незаконную предпринимательскую деятельность согласно Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов?

Здравствуйте.

Открыто ИП и осуществляется предпринимательская деятельность, связанная с оказанием ассенизаторских услуг населению. В процессе осуществления деятельности используется бортовой грузовой автомобиль, не переоборудованный в установленном порядке под использование как ассенизационный автомобиль. Установка бочки произведена без проведения установленного согласования с ГАИ в порядке, установленном Министерством внутренних дел. Сертификация автомобиля с установленной на нее бочкой и дополнительным оборудованием не произведена.

Согласно Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию населенных пунктов и организаций», утв. Пост. Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.10.2015 г. № 102 «отходы должны вывозиться специально предназначенными для этого транспортными средствами».

Может ли данный автомобиль считаться специальным транспортным средством, предназначенным для оказания ассенизаторских услуг населению в соответствии с указанным СанПиНом «Гигиенические требования к содержанию населенных пунктов и организаций»? Подпадает ли данная предпринимательская деятельность на не сертифицированном и не переоборудованным в установленном порядке автомобиле под незаконную предпринимательскую деятельность согласно Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов?

Кто уполномочен осуществлять государственный санитарный надзор в виде контрольных функций, предупреждения и устранение нарушений за соблюдением Республиканских санитарных норм, правил и гигиенических нормативов?

Спасибо.

В соответствии с подпунктом 28.1 санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.11.2011 № 110, транспортные средства, предназначенные для вывоза отходов, должны быть оборудованы таким образом, чтобы предотвратить высыпание или утечку отходов. Конкретные требования к оборудованию таких транспортных средств, предназначенных для вывоза отходов, законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не регламентируются.

Вопросы согласования переоборудования транспортных средств с Госавтоинспекцией и их сертификации, а также определения законности осуществления предпринимательской деятельности находятся вне компетенции органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Государственный санитарный надзор за соблюдением требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов осуществляется территориальными центрами гигиены и эпидемиологии.

Добрый день! Хочу открыть детский развивающий центр (без образовательной лицензии). Какие санитарные требования необходимо соблюсти? Нужно ли обращаться в санитарную службу за разрешением? Спасибо.

Услуги, связанные с организацией образовательного и воспитательного процесса детей, включены в «Перечень работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья населения», утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав) от 17.07.2012 № 104 и подлежат государственной санитарно-гигиенической экспертизе органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, которая проводится по заявительному принципу.

При организации деятельности развивающего центра в части требований к оборудованию и содержанию помещений, санитарно-техническому благоустройству, освещению и другое необходимо руководствоваться положениями Общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь 23.11.2017 № 7, а также санитарных норм и правил для учреждений образования, в том числе дополнительного, в зависимости от вида оказываемых услуг и возраста детей («Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденные постановлением Минздрава от 25.01.2013 № 8, «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Минздрава от 27.12.2012 № 206, «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям», утвержденные постановлением Минздрава от 04.06.2013 № 43).

Например, запрещается размещение помещений для детей в подвальных и цокольных этажах зданий. Отделка помещений должна быть выполнена из безопасных для здоровья материалов, допускающих мытье и дезинфекцию. Площадь помещений для занятий следует предусматривать из расчета не менее 2 м2 на одного ребенка. Необходимо предусмотреть помещение гардеробной или выделить место для переодевания. Должны быть обеспечены оптимальный микроклимат, естественное и равномерное искусственное освещение, условия для соблюдения правил личной гигиены (наличие санузла с подводом холодной и горячей проточной воды, дозаторами с жидким мылом, разовыми бумажными полотенцами или электросушилками). Помещения должны быть оборудованы столами и стульями с учетом возраста детей. Поскольку режим работы развивающего центра не предусматривает обеспечение детей питанием и организацию дневного сна, время пребывания детей должно быть ограничено до 3 часов.

С подробным текстом вышеуказанных санитарных норм и правил можно ознакомиться на официальных сайтах Министерства здравоохранения, ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья». Также получить консультацию по Вашему вопросу Вы можете получить в территориальном центре гигиены и эпидемиологии по месту осуществления деятельности.

Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии со статьей 238 Кодекса Республики Беларусь об образовании индивидуальные предприниматели не могут осуществлять деятельность по дополнительному образованию детей и молодежи, данным видом деятельности могут заниматься только юридические лица.

Добрый день. Я представляю ОАО "Конструкторское бюро "Дисплей". Мы планируем производить медицинские видеомониторы, которые предназначены для отображения визуальной информации. На каком этапе будет проходить согласование ТУ на изделие и в каком порядке?

Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза (далее – экспертиза) проектов технических условий осуществляется учреждениями государственного санитарного надзора по заявлениям субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством об административных процедурах. Порядок проведения экспертизы проектов технических условий регламентируется подпунктом 10.24.2 пункта 10.24 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 января 2013 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы».

Порядок государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники (далее – медицинские изделия) в Республике Беларусь определяется Положением о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 сентября 2008 г. № 1269 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения осуществлению государственной регистрации медицинских изделий предшествует комплекс предварительных технических работ, связанных с проведением первичной экспертизы документов, необходимых для государственной регистрации. Комплекс предварительных технических работ, предусмотренный пунктом 3 Положения, проводится республиканским унитарным предприятием «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» (далее – Центр экспертиз и испытаний). В связи с чем для определения этапа прохождения экспертизы технических условий в процессе государственной регистрации медицинских изделий рекомендуем обратиться в Центр экспертиз и испытаний (220037, г. Минск, Товарищеский пер. 2а; е-mail: rceth@rceth.by).

Подскажите, пожалуйста, каков порядок согласования производства по изготовлению напитков (безалкогольных, разлив по бутылкам готового чая)?

Здравствуйте!

Подскажите, пожалуйста, каков порядок согласования производства по изготовлению напитков (безалкогольных, разлив по бутылкам готового чая). Каким способом происходит согласования данного вида производства? Какой перечень документов надо представить для согласования производства? Подлежит ли готовая продукция в дальнейшем сертификации?

Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) утверждены обязательные для соблюдения общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее - Общие санитарно-эпидемиологические требования).

ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» не наделено правом официального толкования норм Декрета № 7. Вместе с тем, полагаем возможным высказать свое мнение по изложенным в письме вопросам.

Субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности, в том числе по производству безалкогольной продукции обязаны соблюдать Общие санитарно-эпидемиологические требования. Иные санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, в том числе в санитарных нормах и правилах «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих производство пива и безалкогольных напитков», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.06.2012 № 78, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования при условии обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, не причинения вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан. Следует обратить внимание на то, что наряду с нормами Декрета № 7 являются обязательными требования технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), в том числе «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

Производство безалкогольных напитков входит в Перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утвержденный Декретом № 7.

В связи с чем, вышеуказанная деятельность осуществляется по уведомительному принципу в соответствии с требованиями пункта 3 Декрета № 7.

При этом, субъект хозяйствования, направивший уведомление об осуществлении деятельности по производству пищевой продукции, обязан в течение месяца со дня направления такого уведомления обратиться в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, за получением санитарно-гигиенического заключения, выдаваемого по результатам проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы.

Порядок и условия проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2018 № 365.

Документом, подтверждающим безопасность товара, оформляемым уполномоченными учреждениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь, является свидетельство о государственной регистрации. Оценка соответствия в форме государственной регистрации проводится исключительно в отношении специализированной пищевой продукции и пищевой продукции нового вида.

Оценка (подтверждение) соответствия безалкогольных напитков проводится в форме декларирования. Вопросы, касающиеся подтверждения соответствия пищевых продуктов в форме декларирования или сертификации, находятся вне компетенции ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

Для разъяснения процедуры декларирования, а также сертификации, необходимо обратиться в Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (г. Минск, Старовиленский тракт, 93).